|
воспоминания о школе МОУ
“Средняя общеобразовательная
|
|
|
||
Воспоминания о школе Палевой Ефалии Александровны завуча школы с 1968 г. по 1986г.
1 сентября 2006 года исполняется 45 лет средней школе № 3. основной состав коллектива учителей и учеников перешел из старой семилетней школы, которая в свое время казалась большой, удобной – с просторными классами, светлыми окнами, ведь построили ее в начале прошлого века в 1933 году. Первый коллектив учителей старой школы № 3 с уважением и благодарностью вспоминают бывшие ученики. Во время ВОВ директором школы был Кузнецов Михаил Васильевич, завучем – Наконечный Константин Филиппович. При школе - интернат. И директор, и завуч ушли на фронт и не вернулись… Но время шло, росло число учащихся, в здании школы стало тесно, работали в три смены. Старое, деревянное здание прослужило после ВОВ еще 16 лет! И только к началу 1961-62 учебного года на месте снесенной нефтебазы выросло трехэтажное типовое здание новой школы с собственной котельной. 1 сентября 1961 года был большой праздник для учащихся, учителей и строителей школы. Проект рассчитан на 520 учащихся. Проектировщики не учли быстрого роста города, число школьников стремительно увеличивалось и через 3-4 года перевалило за 1000 человек. И снова наступили нелегкие времена работы в три смены. Но дружный, работоспособный коллектив школы достойно справился с этими трудностями. Первым директором школы был назначен Нацаренус Артур Иванович. Молодой, энергичный, уже имеющий опыт работы директором и учителем, главной своей задачей считал создание коллектива единомышленников в построении передовой современной школы Для объединения учителей и учащихся нужны были общие задачи, ими были: 1. Оборудование современных учебных кабинетов 2. Изучение и внедрение передового опыта 3. Организация органов самоуправления учащихся 4. Охват всех учащихся общественно-полезной и кружковой работы. Обеспечение полного выполнения «Закона о всеобуче» 5. Забота о здоровье учащихся 6. Работа с родителями и др. И в решении каждой из этих задач Нацаренус А.И. был вдохновителем и организатором. Много сил, времени, настойчивости он уделял оснащению школы новым оборудованием, техническими средствами, спортивным инвентарем, наглядными пособиями; сам вникал в работу всех- органов самоуправления, вел учебу актива, создавая костяк ученического коллектива. Первый состав учительского коллектива - дружный, работоспособный во всём поддерживал своего директора. С первых же дней началась работа по благоустройству классов, коридоров школы и территории вокруг неё. На цветники и пришкольный участок пришлось носить землю; со старого школьного двора вручную перенесли саженцы акаций, посадили многолетние цветы, а на следующий год цветники школы были признаны лучшими в городе. Возглавляли эту работу Ковальков Николай Михайлович и Мурзаева Зинаида Павловна. Учителя физкультуры Бондарев Николай Васильевич, а затем и Михайлов Анатолий Сергеевич с энтузиазмом взялись за благоустройство школьного стадиона. Все методические объединения учителей-предметников школы и начальных классов разработали и осуществляли свои планы создания учебных кабинетов, как одного из важнейших факторов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Сколько творческих находок было сделано при изготовлении всевозможных наглядных пособий и дидактического раздаточного материала! На городских смотрах учебных кабинетов (а они проходили ежегодно), как правило, передовые места присуждались кабинетам школы. Это кабинет физики с обратной связью – Шевченко И.С.,Логинов Г.А., кабинет математики – Дубовская А.Г., Гасец Н.В., иностранного языка – Артамонова Н.И., Шевченко Н.А., истории – Огибалов Б.Д., географии – Качаева Е.А., обслуживающего труда – Сидорова К.С., столярные и слесарные мастерские – Калашников А.П., русского языка и литературы – Петрова Н.Н., кабинет начального обучения – Якушина Л.Д., Дубровская В.В., и др. Первая администрация школы – директор Нацаренус, завуч по старшим классам – Бородин Степан Сергеевич и завуч по начальным классам Наконечная Екатерина Архиповна идеально дополняли друг друга и сумели действительно создать коллектив единомышленников. Одна из главных задач школы – выполнение «Закона о всеобуче». Классные руководители хорошо знали материальные и моральные условия жизни своих учеников, и, исходя из этого, планировалась индивидуальная работа, и оказание помощи, необходимой, чтобы не допустить «отсева» учащихся. А чтобы дети тянулись к школе, им должно быть в ней интересно, ученики должны чувствовать себя хозяевами в школе, знать, что они сопричастны ко всему, что происходит в школе и их классе, что они отвечают не только за себя, но и за весь коллектив. «Закон о всеобуче» выполнялся полностью. Дети тянулись к школе и потому, что с первых дней полностью начали работу всевозможные кружки по интересам, по предметам, по подготовке и проведению тематических вечеров и классных часов, смотров, конкурсов. В школе был создан радиоцентр, где в передачах отражались все школьные дела. С помощью шефов для школы были приобретены два комплекта духовых инструментов, и школьный духовой оркестр, под руководством Токаревского Мирослава Августовича, привлек к себе внимание учащихся с 4-го по 10-ый класс. Оркестр много лет был гордостью школы, принимал участие во всех школьных вечерах, концертах, демонстрациях. К смотрам художественной самодеятельности готовилась вся школа: многоголосый хор, танцевальные, вокальные группы, репетиции чтецов, а кто непосредственно не выходил на сцену – принимал участие в пошиве костюмов, дежурстве, оформлении классов. Особенно памятной для первых учеников школы стала подготовка и проведение новогодних вечеров! Все традиции, заложенные в школе первой администрацией, получили продолжение в работе школы под руководством следующих директоров. Панасенко Зинаиды Георгиевны Рыженкова Василия Михайловича Рыновой Лидии Матвеевны Берегового Владимира Анисимовича. Каждый из них вносил в работу школы что-то своё, учитывая возросшие возможности и требования, но главная задача – сохранение, укрепление коллектива учителей-единомышленников оставалась в центре внимания каждого нового директора. И потому в школе совершенно не было текучести кадров. Организаторы внеклассной работы появились в школе в 1967 г. Первым организатором было назначена Дёмина Нина Андриановна, учитель истории, с большим стажем практической работы и завуча, и директора школы, «отличник народного просвещения РСФСР», Нина Андриановна прекрасно знала, как организовать работу классных руководителей, работу кружков, комитета комсомола, школьных органов самоуправления. Отличительной чертой Дёминой Н.А. было большое чувство ответственности за порученное ей дело, и именно это качество она всеми силами стремилась воспитывать у всех, с кем ей приходилось работать. В методическом кабинете школы Нина Андриановна собрала богатый материал в помощь классным руководителям, много и кропотливо работала с молодыми учителями. Внеклассной работой в школе Дёмина Н.А. руководила 19 лет, и всё это время по классам и в мастерских работали кружки, классные и школьные редколлегии выпускали газеты, репетиции к традиционным общешкольным вечерам, десанты по чистке школьной территории и березовой рощи, вся эта работа организовывалась Дёминой Н.А. чётко, с обязательным подведением итогов, и постановкой новых задач. Задачи завуча: 1) организация четкой работы всех звеньев учебно-воспитательной работы в школе, 2) изучение передового педагогического опыта, внедрение его, обобщение и изучение опыта своего коллектива, оказание методической помощи молодым учителям. После Бородина С.С. завучем в школе работала Лапина Ирина Петровна, затем Левичева Лидия Федоровна. В 1968 году на методическом совещании завучем была избрана Палеева Евфалия Александровна. Ключевым звеном в работе завуча в решении первой задачи , по её мнению, является грамотно составленное расписание, как один из главных элементов научной организации труда: равномерная нагрузка на учащихся, ликвидация «окон» учителей, расписание внеклассных мероприятий – всё это способствует четкому ритму работы школы. Почти каждому учителю выделялся день, свободный от уроков для самообразования, ибо учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам. Вторая задача выполняется через работу методических объединений. Из сорока лет педстажа Палеева Е.А. – 27 лет отдала школе 3, из них 18 лет работала завучем. Награждена орденом «Знак Почета», получила звание «Отличник народного просвещения РСФСР»
О работе методических объединений и отдельных учителей-ветеранов школы № 3.
Методическим объединением учителей начальных классов руководили завучи по начальному обучению. Первая из них – Наконечная Екатерина Архиповна. Ещё работая в «старой» семилетней школе она, одна из первых в районе получила звание «Заслуженный учитель». Её опытность, тактичность, искреннее стремление поддержать каждого, помогали росту педагогического мастерства учителей. Одними из первых в школе получили звание «Отличник народного просвещения РСФСР» учителя начальных классов – Киселева Анастасия Сидоровна, Грязнова Антонина Григорьевна. Грамотами министерства просвещения отмечены Степанова Анна Васильевна, Гришина Мария Николаевна. Особенно следует отметить руководителя этого методобъединения Якушину Любовь Дмитриевну. В течение пятнадцати лет она возглавляла работу учителей начальных классов не только в своей школе, но и в городе. «Учитель от Бога!» - как говорили учителя, посещающие ее открытые уроки (а «открытым» был любой урок). Опыт её работы изучался и обобщался методистами крайоно и красноярского «дома учителя». Её кабинет начального обучения на краевом смотре занял почетное второе место! И был представлен на выставке в г. Красноярске. На открытые уроки для учителей города приходило от 20 до 40 человек! Как завуч по начальным классам Якушина Л.Д. вникала глубоко в работу каждого учителя, особенно молодых, помогая им освоить все премудрости педагогического мастерства. Большую общественную работу выполняла Любовь Дмитриевна как член городской аттестационной комиссии. Якушиной Л.Д. присвоено почетное звание методиста, «отличника народного просвещения РСФСР», учителя высшей категории. Дубровская Вера Васильевна – учитель начальных классов. В школу 3 пришла, как пионервожатая, но вскоре приняла класс, работала параллельно с Якушиной Л.Д., вместе осваивали новые программы развивающего обучения. Постоянно совершенствуясь, Дубровская В.В. стала хорошим учителем начальных классов, выросла до должности директора школы, шесть лет руководила школой, как директор. Вера Васильевна получила звание «Отличник народного просвещения», учитель высшей категории. Из «старой» школы перешли в «новую» и плодотворно работали многие годы учителя начальных классов: Третьякова Нина Александровна Балясникова Нина Александровна Карпунова Нина Александровна Ковалькова Надежда Михайловна Кучеренко Зоя Гавриловна Методическое объединение математиков школы № 3. Одна из первых его руководителей – Гасец Надежда Владимировна. В планах секции отражаются общешкольные задачи: развивать мышление, учить учиться, это же и темы для самостоятельной работы, для открытых уроков. Прекрасный методист на своих открытых уроках Гасец Н.В. демонстрировала множество приемов как заинтересовать, как разнообразить методы обучения, как использовать технические средства на уроках математики. Здесь же, на занятиях секции подводились итоги математических декад, которые проводились по параллелям. На заключительных вечерах «Занимательной математики» можно было увидеть и фокусы, и сцены из истории математики (Гасец Н.В.), и КВН (Дубовская А.Г.). И даже «Бал у королевы Арифметики» (Погуляева Л.П.). Перед учащимися выступали и ученики-заочники математической школы для 8-10 классов при МГУ, демонстрируется свои работы, полученные из Московского университета с оценками «4» и «5» (Кароткова В.Н., Палеева Е.А., Дубовская А.Г.). Дубовская Александра Георгиевна. из 38 лет педагогического стажа – 33 года отдала школе № 3. опытный педагог, вдумчивый, собранный, ее уроки отличались четкостью завершенностью, а ученики – глубокими знаниями. Дубовская А.Г. – бессменный зав. Кабинетом математики. Перед городскими смотрами учебных кабинетов здесь не было никакого аврала. Просто из шкафов вынимался весь дидактический материал, модели фигур, стереометрические ящики, макеты-раскладушки, раздаточный материал, и кабинету присуждалось первое место. Методическое объединение учителей русского языка и литературы. Им поочередно руководили Панарина Л.А., Рынова Л.М., Петрова Н.Н., Хомченко Л.Г. «Команда» литераторов при всем разнообразии характеров – высоко профессиональна и едина в выполнении задач объединения. Главная задача не просто научить грамоте, но коллективными усилиями привить учащимся любовь к чтению, к русской литературе. В кабинете русского языка и литературы )зав. Кабинетом Петрова Н.Н.), собран большой набор пластинок с отрывками из пьес, опер, спектаклей, солидная библиотека книг по программному материалу, папки-альбомы о творчестве великих русских писателей, дидактический материал по русскому языку Спокойная тактичная Панарина Людмила Александровна пользовалась уважением учеников и учителей одна из любимых классных руководителей. Рынова Лидия Матвеевна «Отличник народного просвещения РСФСР», 45 лет подарившая школе № 3 (включая «старую» школу), на каждом уроке создавала атмосферу творчества, на ее уроках никому не могло придти в голову пошалить, отвлечься. Скороходова Надежда Яковлевна, проработавшая в школе № 3 более 40 лет. Пример выдержки, самообладания. Никогда, ни на кого Надежда Яковлевна не повысила голос. У неё учились культуре поведения. Петрова Нина Николаевна сорок лет работала в «третьей». Она пришла в «старую» школу пионервожатой, заочно получила высшее образование (как и многим детям войны, ей пришлось доучиваться уже работая учителем). В работе умело использовала все богатство своего кабинета, который непрерывно пополнялся. Хорошо зная психологию подростков, Нина Николаевна ни разу не допустила конфликтов с учениками и их родителями. Хомченко Лидия Григорьевна молодой, творчески работающий учитель. Ни один ее урок не был похож на другой, в каждом – своя изюминка. Находясь в постоянном поиске, непрерывной учебе, Лидия Григорьевна стала вторым завучем, отличным методистом. Вскоре ее перевели заведующей методическим кабинетом при ГОРОНО. Хомченко Л.Г. стала главным методистом города вполне заслуженно, возглавила аттестационную комиссию учителей. Лебедева Людмила Владимировна пришла в школу пионервожатой. Энергичная, стремительная, всегда в гуще событий, она, как магнитом, притягивала к себе ребятишек всех возрастов. Старшеклассники – ее помощники-вожатые; пионерская комната не вмещала всех желающих участвовать в подготовке сборов. Учитель русского языка и литературы, она щедро делилась своими находками на занятиях секции литераторов. Из пионервожатой Людмила Владимировна выросла в прекрасного организатора внеклассной работы. Но ее неукротимой энергии стало в стенах школы. Сейчас Лебедева Л.В. заместитель главы г. Назарово. Следующий организатор внеклассной работы школы № 3 Гавриленко Надежда Дмитриевна. Ее можно было видеть в школе с раннего утра до позднего вечера: посещение кружков, репетиций, подготовка к смотрам, концертам. Она во все вникала, подбадривала своих «артистов», осматривала их от туфелек до бантиков, учила культуре. Сейчас надежда Дмитриевна начальник управления образования в городе. Ведущие учителя иностранного языка – Артамонова Нина Ивановна и Шевченко Нина Алексеевна. Обе мастера своего дела, наставники молодых учителей, любимые классные руководители. Артамонова Н.И. первая в г.Назарово оформила лингофонный кабинет английского языка, была бессменным руководителем городского методического объединения «англичан». Ей присвоено звание методиста и «Отличник народного просвещения РСФСР». Обе «иностранки» проработали в третьей школе более 30 лет. Качаева Елизавета Андреевна учитель географии. С первых же дней занятий привлекла ребят к исследовательской работе. Под ее руководством была оборудована площадка «синоптиков», где велись наблюдения за погодой, в кабинете географии собирался материал по краеведению. Качаева Е.А. – отличный классный руководитель. Учителя химии Ларина Ирина Петровна, Потапенко Клара Ивановна и на уроках, и на кружковых занятиях увлекали учащихся чудесами химических опытов. Участницы Великой Отечественной войны – Сидорова Клавдия Семеновна – учитель обслуживающего труда, зав. Прекрасно оборудованного ею кабинета домоводства, человек с величайшим чувством ответственности, к ней за опытом работы на уроки приходили «домоводцы» других школ. внеклассной и общественной работе Сидорова К.С. уделяла львиную долю своего времени. Кардашова Евдокия Андреевна – зав. Школьной библиотекой, помощник учителям в подборе литературы, в организации внеклассного чтения. Обе женщины проводили большую работу по военно-патриотическому воспитанию. Они желанные гости на «классных часах», на торжественных вечерах в школе. Мужчины учительского коллектива школы № 3: Огибалов Борис Дмитриевич – учитель истории, в школе с 1970 г. и сейчас – «ветеран» школы. Из 42 лет педстажа, 35 лет в школе № 3. его отличительные черты: пунктуальность, выдержка, аккуратность, верность слову. Его кабинет истории победитель смотров и по оформлению и по содержанию. Бондарев Николай Васильевич и Михайлов Анатолий Сергеевич – учителя физкультуры – организаторы и руководители всех спортивных секций. Их усилиями одорудован школьный стадион. На городских соревнованиях ученики школы выступали среди лучших, о чем свидетельствовали переходящие кубки. На стенде в школе их собиралось до 10 шт. одновременно, а спортивный зал был занят с 7 ч. утра до 8 ч. вечера. Военруки Шевченко И.С., Михайлов А.С., Золин А.М. в кабинете военного дела собирали материалы о родителях – участниках войны, о героях-назаровцах, о учителях города – участниках В.В.в. Их кабинет – центр военно-патриотического воспитания. Калашников Анатолий Прохорович – учитель труда, высочайшей квалификации мастер работ по дереву и металлу. Он учил детей не просто владеть инструментами, а все делать красиво, эстетично. Модели его кружковцев всегда победители смотров. Много лет работали в школе со дня ее открытия и до выхода на пенсию, за добросовестный труд пользовались большим уважением учителей и учащихся : секретарь школы – Савченко Клавдия Ивановна, фельдшер – Леус Анна Сергеевна, лаборант кабинетов физики и химии – Логинова Татьяна Николаевна, завхоз – Баев Александр Александрович, технички, Баева Прасковья Николаевна и Вервейн Марта Андреевна. Конечно, я не могла показать всю многогранность работы коллектива школы. Главное, что коллектив работал творчески: каждый вносил что-то свое, индивидуальное, соответствующее его предмету и возрасту учащихся, но каждый знал – он частица единого целого, и его работа должна быть направлена на решение общешкольных задач: учить учиться, учить мыслить самостоятельно, воспитывать достойных, творческих людей, умеющих отвечать не только за себя, но и весь коллектив. Этому подчинялись все классные и внеклассные общешкольные мероприятия. К своему 45-летнему юбилею школа 3 сделала 42 выпуска и коллективу учителей есть чем гордиться. Ее выпускников можно встретить по всей России от Гомелевской области (Тартынский А. – начальник районных электросетей), Ужгорода на Украине, (Черненко Л. – провизор), С-Петербурга (Гинзбург Г.) до Петропавловска на Камчатке (Кудрявцев Б. – офицер ВМФ, Номеровкина Л. – фармацевт), и Владивостока (Бронниковы Г. и В. – медики) и др. Среди выпускников: научные сотрудники различных НИИ: Леус А. – г. Томск, Киселева В. – филиал Московского НИИ в Красноярске, Ларин В. – г. Томск, и др.) Не перечислить сколько бывших выпускников школы 3 работают ведущими специалистами в нашем крае и городе: Кишнягин В. – начальник школы милиции в г. Красноярске, Кукарцев В. –Сибинстрем, гл. металлург, г. Красноярск, Назаров В. – Красноярский аллюминевый, нач. снабжения, Гуртовый А. – главврач Ачинский центральной больницы, Шломов Н. – врач в г. Минусинске, Беликова Н. – судья, г. Назарово, Плаксин В. врач в Назаровской поликлинике, Черепанова Г. – врач диагностик г. Назарово, Грустнев А. – Сельмаш, начальник технического надзора, Киселев Е. – ГРЭС зам. начальника ремонтного цеха, Дороцких С. – Назаровский разрез, начальник отдела капитального строительства, Хомченко О. генеральный директор еженедельника «Экран-Информ», г. Назарово. Многие выпускники, получив высшее образование, вернулись в родной город. Среди них экономисты, врачи, учителя. В каждой школе города найдутся учителя – выпускники школы 3. всех не перечислить. Их труд и составляет гордость и славу родной школы. Палеева ЕА 29. 08. 2006 г
|
||
|
||
|
||